В России насчитывается более 100 тысяч школ и детских садов, в которых заняты работники самых различных профессий. Это воспитатели, учителя, повара, уборщики, охранники, рабочие и административный персонал.
И все они занимаются, в том или ином виде, социально значимой и ответственно работой, а именно – готовят подрастающее поколение к жизни и работе в нашей стране. От их работы зависит, какими вырастут наши дети. Умными, здоровыми и социально адаптированными или не знающими истории страны, не умеющими правильно писать и считать.
Но специальная оценка условий труда (СОУТ) в образовательных учреждениях проводится на общих основаниях. И при проведении данных работ учитываются только те факторы, которые прописаны в методике проведения СОУТ, не больше не меньше. Поэтому не удивительно, что многие организации боятся спецоценки, так как предполагают, что при ее проведении их работники лишаться льгот и компенсаций, которые были ранее предусмотрены.
Первое, что необходимо отметить, так это особые условия организации труда педагогических работников (далее рассмотрим учителей и воспитателей, как основных представителей данной категории работников).
ВЫВОД:как бы не завершилась специальная оценка условий труда, за воспитателями, учителями, а также некоторыми руководителями учебных заведений сохранятся их отпуск и сокращенная рабочая неделя.
Примечание:
В зависимости от уровня квалификации экспертов организаций проводящих Специальную оценку условий труда, а также от качества построения системы менеджмента в этих организациях, образовательные учреждения могут столкнуться с абсолютно разными мнениями по поводу предоставления данных льгот, а также оформления их в рамках СОУТ:
Некоторые эксперты скажут, что не знают ответа на этот вопрос
Кто-то с уверенностью будет доказывать, что если нет вредности по СОУТ, то все льготы отменяются
Некоторые смогут поддержать диалог по поводу сохранения льгот за вид педагогических работ
И в редких случаях эксперты предложат вариант оформления материалов в таком виде, чтобы он полностью соответствовать требованиям Методики проведения СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 24.01.2014 №33н) и в нем присутствовали отсылки к нормам трудового права, описанным выше (для успокоения работников, помощи специалисту по кадрам и бухгалтеру).
Дело в том, что целью СОУТ, в первую очередь, является определение уровня вредности на рабочих местах, и только потом уже определение компенсационных мер за работу в этих условиях.
И что не менее важно, если по результатам СОУТ будет доказано, что педагог работает во вредных условиях, то он получит право на льготное обеспечение свыше установленного за его педагогическую деятельность.
Напомним, в соответствии с ТК РФ по результатам СОУТ устанавливаются:
№ п.п. | Класс условий труда | Доплаты (ТК РФ статья 147) | Дополнительный отпуск (ТК РФ статья 117) | Сокращенная рабочая неделя (ТК РФ статья 92) |
1. |
3.1 |
Не ниже 4% к окладу |
Не положен |
Не положена |
2. |
3.2 |
Не ниже 4% к окладу |
От 7 календарных дней к основному отпуску |
Не положена |
2. |
3.3…4 |
Не ниже 4% к окладу |
От 7 календарных дней к основному отпуску |
Не более 36 часов в неделю |
Из данной таблицы видно, что педагогических работников не интересует возможность установления им класса от 3.3 и выше. Продолжительность рабочей недели у них итак составляет не более 36 часов (да никогда и не встречалось, чтобы условия труда воспитателя были сопоставимы с условиями труда шахтера). А вот класс 3.2 или 3.1. мог бы улучшить уровень их компенсационного обеспечения. Но возможно ли это?
тяжесть труда;
напряженность труда;
освещенность (по жалобам).
1. По тяжести труда основными параметрами специальной оценки условий труда педагога (учителя, воспитателя) будут «Рабочая поза», «перемещение в пространстве» и «наклоны корпуса».
Но не стоит рассчитывать, что эксперты будут ходить за каждым работником в течение дня и подсчитывать все его действия, скорее они попросят предоставить результаты хронометража, которых обычно нет, либо вовсе не идентифицируют «тяжесть труда», как фактор.
А ведь педагоги по роду своей деятельности могут большую часть рабочего дня стоять на ногах. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, рекомендуется плотно взаимодействовать с экспертной организацией еще до начала измерений (на этапе идентификации) и просить или даже требовать полной оценки.
Дополнительно рекомендуется заранее и самостоятельно оценить тяжесть труда своих работников. К примеру, на каждый телефон можно установить шагомер и подсчитать количество шагов, которые сделает работник за день (без учета перерывов и обеда). А потом на основании данных цифр определить, стоит ли вообще пытаться получить вредный класс за показатель «Перемещение в пространстве».
Тоже самое касается «Рабочей позы» и «Наклонов корпуса». Никто лучше самих работников, а также специалиста, ответственного за охрану труда в организации, не знает, как долго человек стоит, и как часто он наклоняется до пола при выполнении своих должностных обязанностей.
Нет ничего проще, чем провести мониторинг работы самостоятельно (визуально), а потом сравнить данные результаты с тем, что предоставит организация по СОУТ.
Но в любом случае, практика показывает, что по тяжести труда класс условий труда чаще всего относится либо к допустимому (класс 2), либо вредному первой степени (класс 3.1.) так как ограничить нахождение на ногах, перемещение в пространстве можно внесением дополнительных правил в режим труда и отдыха. Также всегда есть стул, на который работник может сесть для отдыха или даже во время работы.
2. По напряженности труда основными параметрами специальной оценки условий труда педагога (учителя, воспитателя) будут «Плотность сигналов», «Нагрузка на голосовой аппарат».
Плотность сигналов оценивается путем подсчета всего количества сигналов (речевых, аудиальных, визуальных) за рабочий день и приведения этого числа к одному часу (делением на количество часов). И даже если в течение одного-двух часов у работника безостановочное общение, то в другие часы он может вообще никаких сигналов не получать. Поэтому очень сложно получить в результате цифры, превышающую норматив в 175 сигналов/час. Это больше относится к диспетчерам, операторам высокотехнологичного оборудования и т.д.
«Нагрузка на голосовой аппарат» очень часто позиционируется организациями, как априори вредный фактор у педагогов (особенно у преподавателей). Но так ли это на самом деле? Норматив в неделю составляет 20 часов, т.е. в день работник должен говорить (не слушать, не обдумывать, а именно говорить) как минимум 4 часа.
Если это профессиональный лектор, ведущий семинары MBA каждый день, или преподаватель ВУЗ, то данная цифра возможна. Учитель же часть времени пишет на доске, проверяет контрольные, слушает выступления учащихся и т.д. В итоге, непосредственная нагрузка на голосовой аппарат может быть близка к нормативной, но не превышать ее. Поэтому, дабы избежать занижения/завышения оценки, необходимо не дожидаясь лаборатории, самостоятельно провести хронометраж голосовой нагрузки (выделить один-два дня) и получить более-менее показательные данные, на которые в последствии можно будет опираться.
Показатель «Число производственный объектов наблюдения» не будет рассматриваться в данной статье, так как до сих пор не ясно, относить ли детей (людей) к производственным объектам. Если производственным объектом считать все, что касается производственной деятельности работника (и обучение отнести к данной деятельности), то их можно и нужно считать. А если к таким объектам относить только оборудование, требующее по технологическому процессу внимания, то люди под эту оценку не попадут. В любом случае, даже если людей отнести к таким объектам, то оценка проводится по необходимости удерживать внимание одновременно на нескольких объектах. И если есть возможность его переключения, то оценка уже не проводится. Все это характерно для водителей, чем для педагогических работников.
3. «Освещенность рабочей поверхности» сейчас редко идентифицируется экспертами в образовательных учреждениях, так как в трудовой деятельности педагогов не присутствуют работы с величиной объектов различения менее 0,5 мм, отсутствуют слепящие источников света.
В тоже время, такой элемент, как классная доска может быть источником отраженной блёскости, а норматив освещения на классной доске составляет 500 лк, что достаточно часто не соблюдается (если нет местного освещения доски, к примеру).
Но соблюдение данного норматива, если не будет особого мнения работодателя, или жалоб сотрудников, будет оценено только при производственном контроле, либо проверяющей организацией (Роспотребнадзором).
Учитывая вышесказанное, выводы по проведению специальной оценки условий труда педагогов следующие:
Особые условия за педагогическую работу (отпуск, сокращённая рабочая неделя, страховая пенсия) сохраняются при любых результатах оценки условий труда.
При нормальном функционировании образовательного учреждения маловероятно, что условия труда педагогических работников будут вредными.
Примерно оценить условия труда на своих рабочих местах можно самостоятельною И рекомендуется периодически такую оценку проводить.
Но официально определить соответствие рабочих мест педагогических работников государственным нормативным требованиям охраны труда может только независимая лаборатория. Не забываем, что страна у нас большая, мнений много, и даже при одинаковых требованиях реализация их соблюдения у всех происходит по-разному (если вообще происходит).
Кроме того, если повезет с выбором организации по специальной оценке условий труда, то проведя СОУТ, школа или детский садик получат помощника в трудовых вопросах на ближайшие пять лет.
Ни в коем случае не объявляйте государственный тендер на проведение Специальной оценки условий труда, так как в них участвуют в основном те, кто не следит за качеством работ.
СОУТ водителя автомобиля Специальная оценка условия труда (СОУТ) водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки …
Пакет документов по профрискам
Content is here
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis