И поэтому удивительно, что вопрос «Какой готовить по результатам оценки профессиональных рисков пакет документов?» превратился в одну из самых горячих тем для обсуждения.
Но Министерство труда не сильно помогло рядовому специалисту. Не было разработано утвержденной формы и перечня файлов, которые бы входили в пакет документов по оценке профессиональных рисков, как, к примеру, в Специальной оценке условий труда.
Но довольно многие за последние 8 лет привыкли к спецоценке, и, полагали, что профриски станут логичным ее продолжением. В том числе, и в вопросе отчетности.
Ведь для рядового специалиста по охране труда отсутствие жесткого каркаса отчетности может оказаться катастрофой. Потому что много десятков лет все мы жили в предписывающей парадигме. Существовало «Энное» число инструкций, правил, постановлений и т.д. И задача ответственных за безопасность была достаточно прямой — соблюдать все эти правила. А теперь, вдруг, появилось что-то дающее большую свободу творчества и требующее принятия ответственности. В общем, беда.
Существует достаточно большой список документов, регламентирующих разные аспекты процедуры оценки профессиональных рисков. Потому что риски оценивают давно и во всем мире (финансовые, кредитные, да вообще любые). Поэтому и методик оценки рисков уже существует огромное множество.
Но нас интересует не вопрос «Как проводить ОПР», а «Что оформить при оценке рисков»!
Поэтому, чтобы правильно составить пакет документов по оценке профессиональных рисков, нужно изучить 3 вещи:
Для проверки работодателя ГИТ использует Приказ от 21.03.2019 №77. Данный приказ описывает то, каким образом должна проверяться система управления охраной труда (СОУТ).
Прежде всего здесь есть два пункта о пакете документов по оценке профрисков, которые дают понимание, что инспектор будет смотреть (это пункты 10 и 14). Эти пункты начинают описывать СУОТ, а потом углубляются в конкретику
И по итогу изучения указанных требований Приказа получается следующий минимальный список документов по оценке профрисков:
Основным обязательным документом, де факто, является Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н, описывающий подходы к формированию системы управления охраной труда (СУОТ), так как профессиональные риски являются частью СУОТ.
В то время как ранее изученный Приказ 77 нам помог, в данном документе описаны лишь принципы и подходы к оценке рисков. Много общих фраз об обязательности процедуры и регламентах ее проведения. Но вот про формы и отчеты ни слова, к сожалению.
С другой стороны, есть еще Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021. № 773н, который, ссылаясь на статью 218 ТК РФ, обязывает работодателя ознакомлять работников с профессиональными рисками.
Но к сожалению, форма информирования работника о существующих профрисках на его рабочем месте, опять же, не описана. Хотя хотелось получить четкий сигнал.
В итоге это может быть что угодно: запись в трудовом договоре, лист ознакомления с реестром опасностей или что-то еще. Выбор оставляют за работодателем.
Хотя, забегая вперед, действительно адекватным данной задаче способом является формирование карты оценки профессиональных рисков (по примеру спецоценки) и ознакомление сотрудника с данной картой под роспись.
Однако, это увеличивает трудозатраты специалиста по охране труда. Поэтому делать карты ОПР или нет, решать уже каждому самостоятельно. Главное обращать внимание на количество рабочих мест, на специфику и сложность работы, иначе можно начать работу, которую будет очень сложно закончить.
Одной из таких рекомендация является Приказ Минтруда России от 31.01.2022 №36. В нем указано, как идентифицировать, классифицировать, определять и описывать риски (опасности).
Согласно пункту 33 данного документа Результаты предварительного распознавания опасностей, рекомендуется оформлять …в виде Перечня (реестра) выявленных опасностей…
Хотя формы в рекомендации нет, но есть перечень данных, который должен быть в реестре. Это практический «Бинго!», так как перечень данных — это, по сути текстовое ТЗ к форме отчета.
В дополнение к первому приказу, еще одним полезным является Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926, рассказывающий, как выбирать методику оценки профессиональных рисков и методику снижения уровня риска.
Согласно пункту 90 данного приказа рекомендуется разработать план мероприятий по управлению профессиональными рисками (здесь, наконец-то, есть рекомендуемая форма).
Конечно, к самим формам и (или) к их наполнению у профессиональных экспертов есть ряд резонных вопросов. Но, как бы то ни было, это единственные описанные документы, на которые можно опираться при формировании пакета документов по оценке профессиональных рисков.
Другим вариантом может быть полностью своя методика, разработанная экспертным составом работодателя (без учета рекомендаций). Но в таком случае эксперты должны действительно знать своей дело. Возможно им придется доказывать свою правоту перед ГИТ в любом спорном случае.
Учитывая, что до сих пор не выработана единая схема оценки профессиональных рисков (и возможно, таки и не будет выработана), а такая оценка уже должна быть проведена, мы рекомендуем обращаться к организациям (экспертам), которые специализируются на данном вопросе и обладают наработками, базами готовых решений и рекомендаций.
Обучать оказанию первой помощи теперь нужно не только рабочих, но и специалистов по охране труди и водителей
Новые правила обучения по охране труда в 2024 году Рассказали об риск-ориентированном подходе в обучении по охране труда на VIII международном форуме …
СОУТ водителя автомобиля Специальная оценка условия труда (СОУТ) водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки …
Content is here
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis