В статье детально разберем изменения в области промышленной безопасности, которые вступили в силу в 2024 году.
Самые важные нововведения предусмотрены в пакете поправок к федеральному закону №116-ФЗ, который является базовым в сфере обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО). Законопроект по внесению изменений стартовал еще в 2019 году. Он прошел этап длительных согласований в Генпрокуратуре, Минэкономразвитии, был принят Госдумой. 25 декабря 2023 года Президент РФ утвердил Федеральный закон №637-ФЗ, который ввел в действие обновленную редакцию закона №116-ФЗ.
За дискуссиями при прохождении согласования законопроекта, от которого ждали много новаций, с большим вниманием следило экспертное сообщество. Однако до финиша дошла небольшая часть предложенных Ростехнадзором поправок. Изменения касаются эксплуатации сооружений, зданий, технических устройств на ОПО. Нововведения вводятся поэтапно: часть с 01.01.2024, другие — с 01.09.2025 г.
В этой публикации расскажем детально о тех законах, которые вступили в силу в 2024 году и какие действия надо предпринять специалисту по промбезопасности, чтобы их не нарушить.
С 1 сентября 2024 года действуют нормы, касающиеся объектов первого класса опасности. Вводятся обязательные проверки систем управления промышленной безопасностью (СУПБ).
Владельцы предприятий, эксплуатирующих такие ОПО, должны будут организовывать проведение аудита СУПБ, анализировать полученные результаты и обеспечивать безопасность.
Согласно новой редакции 116-го Федерального Закона, до 1 апреля следующего за годом проведения аудита необходимо представить отчет о его результатах руководителю предприятия и направить копию в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Первый подобный документ, охватывающий результаты проверок, проведенных в 2024 году, следует предоставить в ФСЭТАН до 1 апреля 2025 года. При этом надо помнить, что сдача этого отчета не освобождает эксплуатирующую организацию от представления отчетной информации о производственном контроле, которая сдается в этот уполномоченный орган государственного регулирования независимо от класса опасности объекта.
По итогам ежегодного аудита предприятия обязаны принять меры по устранению выявленных отклонений от норм и реализовать предложения аудитора, направленные на снижение рисков возникновения аварийных ситуаций.
Согласно обновленным требованиям (637-ФЗ), в состав комиссии по расследованию причин аварии помимо представителей профессиональных аварийных служб, прокуратуры и эксплуатирующей организации, включается представитель профессиональной ассоциации страховщиков (ПАСФ).
Участие представителя ПАСФ является обязательным, если собственник ОПО не заключил договор обязательного страхования гражданской ответственности.
Корректировки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2023 года №1233, которые начали действовать с 1 сентября 2024 года, и будут актуальны до 1 января 2027 года.
Обновленная редакция Правил включает в себя дополнительные нормы к содержанию положения о ПК, уточняются требования к компетенции ответственных лиц, их правам и обязанностям в части эксплуатационного контроля.
Среди ключевых корректировок можно выделить следующие моменты:
Важно отметить, что при корректировке трудового договора работодатель обязан уведомить сотрудника в письменной форме не менее чем за 2 месяца о предстоящих изменениях и причинах их введения. В случае отказа работника выполнять работы по производственному контролю, дальнейшая его трудовая деятельность строится на основании ст. 74 или п.7 ст.77 ТК РФ.
С 1 апреля 2024 года вступили в силу новые правила подачи уведомлений, касающихся проведения работ на лифтовом или подъемном оборудовании.
В соответствии с новыми требованиями 366-ФЗ, сообщения о начале выполнения, изменениях места осуществления, а также о завершении деятельности должны высылаться только через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).
Обработка электронных уведомлений будет осуществляться автоматически информационной системой. Правительство установит порядок ведения единого реестра таких сообщений, определит их содержание, сроки отправления в надзорные органы.
Удобство состоит в том, что сведения о месте нахождении предприятия или индивидуального предпринимателя, реорганизации и другие сведения должны вноситься в реестр автоматически на основании данных, полученных из ЕГРЮЛ.
С 1 сентября 2024 года действуют новые правила о лицензировании, касающиеся эксплуатации ОПО.
Согласно принятым нормам, предприятия, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за оборону, безопасность, мобилизацию и военную подготовку, освобождаются от необходимости получения лицензии на эксплуатацию ОПО.
Важно отметить, что данное послабление не распространяется на производителей, выполняющих государственные контракты в интересах обороны и безопасности, заключенных с этими органами.
В сентябре 2024 года вступил в силу новый порядок, касающийся согласования планов ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), регламентирующие действия по предотвращению и ликвидации последствий нефтяных разливов.
Нововведения, внесенные Постановлением Правительства № 2122 от 11 декабря 2023 года, упрощают процесс согласования ПЛАРН, делая его более эффективным и оперативным.
Ключевые изменения:
Введение новых правил позволит упростить процесс согласования ПЛАРН, ускорить реагирование на аварийные ситуации и снизить риски возникновения негативных последствий для окружающей среды и населения.
1 сентября 2024 года изменились нормы выполнения ЭПБ, которые касаются предельного срока службы технических устройств на ОПО. Согласно новым требованиям, если в проектной или другой документации изготовителя не указан срок эксплуатации изделия или она отсутствует, то он сокращается с 20 до 10 лет.
Дальнейшее применение таких устройств возможно только при получении положительного заключения ЭПБ, подтверждающего их соответствие нормативам и правилам. Ранее экспертиза проводилась при достижении 20-летнего срока службы оборудования.
В положительном заключении ЭПБ на проектную документацию, техническое устройство или здание должен содержаться однозначный вывод о полном их соответствии действующим нормам и правилам. Новая редакция 116-ФЗ предоставляет руководителю предприятия право самостоятельно продлевать срок эксплуатации при наличии такого заключения ЭПБ.
Расширена сфера применения ОБ, включая не только строительство или реконструкцию, но и техническое перевооружение, а также капитальный ремонт линейных объектов.
В ОБ теперь можно установить индивидуальные требования промышленной безопасности, что позволяет учитывать специфику конкретного объекта.
Разработанное обоснование вместе с положительным заключением ЭПБ необходимо отправить в Ростехнадзор в течение 10 дней.
Госдума приняла пакет поправок к ФЗ-116, вводящий с 2024 года независимую оценку квалификации (НОК) для экспертов.
Важно отметить, что НОК не отменяет существующую систему аттестации в ФСЭТАН. Эксперты смогут выбирать между этими альтернативными способами подтверждения своей компетенции.
НОК проводится на соответствие профессиональному стандарту «Специалист в области промышленной безопасности», разработанному Торгово-промышленной палатой РФ в феврале 2021 года.
Особенность НОК заключается в том, что она оценивает не только знания экспертов, но также их практические навыки и умения, необходимые для осуществления функций, определенных профессиональным стандартом.
Федеральный закон № 534-ФЗ действует с 1 января 2024 года. Он уточняет процедуру идентификации ОПО. Изменения касаются метода определения класса опасности: при отсутствии риска поражения соседних ОПО в результате аварии суммирование количества опасных веществ больше не требуется. Это позволяет присвоить более низкий класс опасности объектам, не представляющим угрозы для окружающей среды.
Снижение класса опасности ОПО способствует уменьшению затрат и сроков их строительства, а также снижает административную нагрузку на предприятия без ущерба безопасности. Перерегистрация объекта в госреестре ОПО производится эксплуатирующей организацией самостоятельно. Пересмотр класса опасности производится на основании заявления в территориальный орган ФСЭТАН.
Эксплуатирующей организации, применявшей до введения поправки в закон метод суммирования опасных веществ, необходимо переоценить класс опасности объекта. Для его снижения следует подготовить заявление, приложить необходимые документы и направить их в Ростехнадзор. После получения свидетельства о присвоении нового класса опасности, необходимо внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты организации.
В чем разница законов 44‑ФЗ и 223‑ФЗ о закупках Закупочная деятельность — это процесс приобретения товаров или услуг для удовлетворения потребностей организации, …
Аттестация по промышленной безопасности с 1 сентября 2023 года Осенью 2023 «заработало» Постановление Правительства от 13.01.2023 No 13. Расскажем, какие правила аттестации …
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Под экологической безопасностью понимают состояние защищённости биосферы и человеческого общества от угроз, которые возникают в ходе …
Content is here
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis