Главная страница / В чем разница законов 44‑ФЗ и 223‑ФЗ о закупках

В чем разница законов 44‑ФЗ и 223‑ФЗ о закупках

Закупочная деятельность — это процесс приобретения товаров или услуг для удовлетворения потребностей организации, включая выбор поставщиков, переговоры и заключение контрактов с государственными и муниципальными заказчиками, а также организациями с государственным участием. Особенность закупок — контроль за эффективным и прозрачным использованием бюджетных средств, что требует строгого регулирования и контроля. 

В России законодательная база в этой области представлена двумя основными правовыми актами: Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Давайте рассмотрим отличия законов, в каких случаях они применяются, а также какие требования они накладывают на участников закупок.

Основные цели и задачи

44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ направлен на регулирование закупок для государственных и муниципальных нужд. Его ключевыми целями являются:

  • Обеспечение прозрачности и открытости процедур.
  • Поддержка конкуренции.
  • Предотвращение коррупции.
  • Эффективное использование бюджетных средств.

Закон детализирует каждый этап процесса от планирования закупок до исполнения контрактов, включая строгие требования к размещению информации в Единой информационной системе (ЕИС). Основные принципы закона — это публичность, равенство участников и обеспечение конкурентности процедур.

223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует закупки организаций с государственным участием, таких как государственные корпорации, унитарные предприятия и акционерные общества с долей государства. Основная цель закона — предоставить этим организациям большую гибкость в вопросах закупочной деятельности. Нормативно-правовой акт устанавливает требования к самим госзакупкам и основным принципам закупочной деятельности, но при этом позволяет организациям самостоятельно разрабатывать свои Положения — внутренние нормативные документы, определяющие процедуры и правила проведения закупок.

Анализ различий

Определение заказчика

Закон 44-ФЗ строго определяет круг заказчиков, к которым относятся:

  • государственные органы власти (федеральные и региональные);
  • Пенсионный фонд России (ПФР);
  • МЧС, ФСС, Роскосмос, Росатом;
  • бюджетные учреждения (федеральные, муниципальные), использующие бюджетные средства.

Заказчики по 223-ФЗ:

  • государственные компании, в которых доля участия государства составляет более 50%;
  • естественные монополии (например, РЖД);
  • компании, деятельность которых регулируется государством (например, энергетические и инфраструктурные предприятия);
  • бюджетные учреждения, которые занимаются закупками с финансированием сделок из внебюджетных источников.

Закон устанавливает необходимость составлять планы-графики закупок, назначать закупочные комиссии, контрактных управляющих и публиковать все документы в Единой информационной системе (ЕИС).

Определение поставщика

Согласно ст. 4 ч. 1 Федерального закона 44-ФЗ, поставщиком может быть любое физическое или юридическое лицо, включая:

  • индивидуальных предпринимателей;
  • самозанятых граждан;
  • иностранные компании.

223-ФЗ дает больше преимуществ самозанятым и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), предоставляя им право участия в закупках наравне с крупными компаниями, а также выделяя специальные квоты и условия для участия МСП. 223-ФЗ требует от государственных компаний выделять 20% закупок для МСП, что больше, чем 15% по 44-ФЗ.

44-ФЗ позволяет проводить закупки у единственного поставщика в особых случаях, таких как мобилизационная подготовка или закупки на сумму до 600 тысяч рублей (ст. 93 ч. 4).

Определение тендера

Закупки по 44-ФЗ четко структурированы и регулируются законом, с жесткими требованиями к процедурам. Они осуществляются у единственного поставщика в форме:

  • конкурсов (открытые, с ограниченным участием, закрытые, двухэтапные);
  • аукционов (электронные, закрытые);
  • запроса котировок и предложений.

По 223-ФЗ, заказчики самостоятельно определяют виды тендеров в своем Положении о закупках. Однако, как и по 44-ФЗ, основными конкурентными способами являются: конкурсы, аукционы и запросы предложений и котировок.

Требования к электронным торговым площадкам (ЭТП)

Разница в проведении торгов на ЭТП между законами также значительна:

  • По 44-ФЗ торги могут проводиться только на восьми аккредитованных федеральных площадках, таких как Сбер А, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) и другие.
  • 223-ФЗ не накладывает ограничений на заказчиков при выборе площадки. Можно проводить торги на более чем 150 различных ЭТП — как платных, так и бесплатных. Исключение — закупки у МСП. Они могут проходить только на тех же восьми федеральных площадках, о которых мы писали выше.

Все участники торгов обязаны пройти регистрацию в ЕИС — это требование общее в обоих нормативно-правовых актах. Регистрация бесплатная. Необходимо завести профиль на портале Госуслуг и однократно пройти аккредитацию — она действует бессрочно.

Регламенты сроков

  • 44-ФЗ устанавливает жесткий регламент на каждом этапе закупок. Например, аукцион должен начаться через 2 часа после окончания приема заявок, а после публикации итогового протокола заказчик обязан отправить контракт победителю в течение 2 рабочих дней.
  • 223-ФЗ предоставляет больше свободы в определении сроков. Закон регламентирует только общие положения, предоставляя заказчику право самостоятельно устанавливать сроки в документации. Однако при закупках у МСП регламенты более жесткие — требования в отношении них установлены пунктом 3 статьи 3.4 223-ФЗ.

Требования к отчетности

44-ФЗ требует составления годовых отчетов по закупкам у МСП и СОНКО, документации о приеме выполненных работ, а также подтверждения обоснованности закупок у единственных поставщиков. Закон № 223 обязывает заказчиков публиковать ежемесячные (до 10 числа каждого месяца) отчеты о стоимости всех заключенных договоров, годовые отчеты по закупкам у МСП, а также отчеты о госзакупках инновационной и высокотехнологичной продукции.

Условия расторжения контракта

Согласно № 223 заказчик может прописать конкретные случаи, при которых допустимо расторжение контракта, а также порядок внесения изменений в договорные обязательства. Например, в положении могут быть учтены экономические факторы, изменения в законодательстве или форс-мажорные обстоятельства.

Согласно закону №44 расторжение контракта возможно по взаимному согласию сторон или по решению суда.

Какой нормативно-правовой акт выбрать

Выбор между федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ зависит от организационно-правовой формы заказчика и характера его деятельности. Несмотря на жесткость требований, работать по 44-ФЗ проще для заказчиков, так как все аспекты закупочной деятельности четко прописаны в законе. Исполнителю, участвуя в таких закупках, достаточно следовать нормативам, установленным законодательством.

Закон №223 привлекателен для крупных компаний, нуждающихся в более индивидуализированных подходах к закупкам. Однако для исполнителя процесс более сложный. Помимо знания законодательства, важно тщательно изучать Положение о закупках, так как каждая организация может иметь свои уникальные требования и процедуры. Это увеличивает риски возникновения разночтений и ошибок.

Вас также может заинтересовать

Инструктажи по охране труда Инструктажи по охране труда: назначение, виды, кто проводит Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей обеспечивать безопасные условия на рабочих …

Что такое безопасные условия труда Условия труда влияют на состояние здоровья трудоспособного населения, среднюю продолжительность жизни, финансовое благополучие физических лиц, компаний и …

Что меняет постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464. Новый порядок №2464 вводит дополнительное требование к обучению специалистов по охране труда. …