Закупочная деятельность — это процесс приобретения товаров или услуг для удовлетворения потребностей организации, включая выбор поставщиков, переговоры и заключение контрактов с государственными и муниципальными заказчиками, а также организациями с государственным участием. Особенность закупок — контроль за эффективным и прозрачным использованием бюджетных средств, что требует строгого регулирования и контроля.
В России законодательная база в этой области представлена двумя основными правовыми актами: Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Давайте рассмотрим отличия законов, в каких случаях они применяются, а также какие требования они накладывают на участников закупок.
Федеральный закон № 44-ФЗ направлен на регулирование закупок для государственных и муниципальных нужд. Его ключевыми целями являются:
Закон детализирует каждый этап процесса от планирования закупок до исполнения контрактов, включая строгие требования к размещению информации в Единой информационной системе (ЕИС). Основные принципы закона — это публичность, равенство участников и обеспечение конкурентности процедур.
Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует закупки организаций с государственным участием, таких как государственные корпорации, унитарные предприятия и акционерные общества с долей государства. Основная цель закона — предоставить этим организациям большую гибкость в вопросах закупочной деятельности. Нормативно-правовой акт устанавливает требования к самим госзакупкам и основным принципам закупочной деятельности, но при этом позволяет организациям самостоятельно разрабатывать свои Положения — внутренние нормативные документы, определяющие процедуры и правила проведения закупок.
Закон 44-ФЗ строго определяет круг заказчиков, к которым относятся:
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон устанавливает необходимость составлять планы-графики закупок, назначать закупочные комиссии, контрактных управляющих и публиковать все документы в Единой информационной системе (ЕИС).
Согласно ст. 4 ч. 1 Федерального закона 44-ФЗ, поставщиком может быть любое физическое или юридическое лицо, включая:
223-ФЗ дает больше преимуществ самозанятым и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), предоставляя им право участия в закупках наравне с крупными компаниями, а также выделяя специальные квоты и условия для участия МСП. 223-ФЗ требует от государственных компаний выделять 20% закупок для МСП, что больше, чем 15% по 44-ФЗ.
44-ФЗ позволяет проводить закупки у единственного поставщика в особых случаях, таких как мобилизационная подготовка или закупки на сумму до 600 тысяч рублей (ст. 93 ч. 4).
Закупки по 44-ФЗ четко структурированы и регулируются законом, с жесткими требованиями к процедурам. Они осуществляются у единственного поставщика в форме:
По 223-ФЗ, заказчики самостоятельно определяют виды тендеров в своем Положении о закупках. Однако, как и по 44-ФЗ, основными конкурентными способами являются: конкурсы, аукционы и запросы предложений и котировок.
Разница в проведении торгов на ЭТП между законами также значительна:
Все участники торгов обязаны пройти регистрацию в ЕИС — это требование общее в обоих нормативно-правовых актах. Регистрация бесплатная. Необходимо завести профиль на портале Госуслуг и однократно пройти аккредитацию — она действует бессрочно.
44-ФЗ требует составления годовых отчетов по закупкам у МСП и СОНКО, документации о приеме выполненных работ, а также подтверждения обоснованности закупок у единственных поставщиков. Закон № 223 обязывает заказчиков публиковать ежемесячные (до 10 числа каждого месяца) отчеты о стоимости всех заключенных договоров, годовые отчеты по закупкам у МСП, а также отчеты о госзакупках инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно № 223 заказчик может прописать конкретные случаи, при которых допустимо расторжение контракта, а также порядок внесения изменений в договорные обязательства. Например, в положении могут быть учтены экономические факторы, изменения в законодательстве или форс-мажорные обстоятельства.
Согласно закону №44 расторжение контракта возможно по взаимному согласию сторон или по решению суда.
Выбор между федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ зависит от организационно-правовой формы заказчика и характера его деятельности. Несмотря на жесткость требований, работать по 44-ФЗ проще для заказчиков, так как все аспекты закупочной деятельности четко прописаны в законе. Исполнителю, участвуя в таких закупках, достаточно следовать нормативам, установленным законодательством.
Закон №223 привлекателен для крупных компаний, нуждающихся в более индивидуализированных подходах к закупкам. Однако для исполнителя процесс более сложный. Помимо знания законодательства, важно тщательно изучать Положение о закупках, так как каждая организация может иметь свои уникальные требования и процедуры. Это увеличивает риски возникновения разночтений и ошибок.
Инструктажи по охране труда Инструктажи по охране труда: назначение, виды, кто проводит Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей обеспечивать безопасные условия на рабочих …
Что такое безопасные условия труда Условия труда влияют на состояние здоровья трудоспособного населения, среднюю продолжительность жизни, финансовое благополучие физических лиц, компаний и …
Что меняет постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464. Новый порядок №2464 вводит дополнительное требование к обучению специалистов по охране труда. …
Content is here
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis