Терроризм страшен своими разрушительными последствиями, большим количеством жертв и тяжких увечий. Теракт может произойти в любой момент и где угодно. Его невозможно предугадать, но можно предупредить — если соблюдать необходимые меры по антитеррористической защищенности (далее — АТЗ) объектов и территорий.
Образовательные учреждения и организации находятся под особой защитой государства. На законодательном уровне введено большое количество требований по обеспечению безопасности детей и молодежи при их нахождении в детских садах, школах, училищах, техникумах, университетах, частных учебных центрах. Разберемся, что это за требования, и какие мероприятия по АТЗ необходимо реализовывать в стенах образовательных учреждений (далее — ОУ) и на прилегающих территориях.
По направлению АТЗ выпущено много постановлений и федеральных законов. Основные понятия и принципы противодействия угрозам раскрывает Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 2006 г. Про серьезные сроки за совершение терактов и попытки их организации говорится в статье 205 Уголовного кодекса РФ.
Так как требования по АТЗ для торгового центра, школы, больницы, завода металлоконструкций существенно отличаются, для каждой группы объектов разработаны отдельные нормативные правовые акты (НПА). Для объектов, которые находятся под контролем Министерства Просвещения, правила устанавливает Постановление Правительства Российской Федерации № 1006 от 2019 г. (далее — Постановление № 1006).
Все без исключения ОУ, даже если школа находится в отдаленной местности и в ней учатся 1-2 ученика.
Требования в части АТЗ также касаются юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность в сфере образования. В качестве основания можно привести несколько законов:
Комплекс мер по противодействию терроризму нужно принимать, в том числе, и для защиты взрослых учеников — например, обучающихся в вечерней школе или автошколе.
Разберемся, какие требования к ОУ обозначены в постановлении.
Постановление № 1006 вышло в 2019 году. В течение двух месяцев с момента его утверждения образовательные учреждения должны были провести категорирование. Процедура необходима и для новых школ после их «запуска» (на это отводится три месяца).
Для проведения категорирования формируется комиссия, куда входят правообладатель объекта, ответственные работники и представители ведомств — ФСБ, Нацгвардии, Министерства ГО и ЧС. Комиссия проверяет состояние защищенности объекта, изучает конструктивные особенности, выявляет наиболее опасные участки, определяет категорию и мероприятия по АТЗ, которые необходимо реализовать.
Категория определяется исходя из количества пострадавших и численности жителей в населенном пункте. Для первой категории количество возможных жертв превышает 1100 человек, для четвертой их менее 100. Нижней планки по пострадавшим, как для торговых центров или объектов из других сфер, нет.
По результатам обследования оформляется акт, который является основой для разработки и важной составляющей паспорта безопасности.
Меры, принимаемые для защиты объекта, направлены на выявление:
Конечно, для выявления всего вышеперечисленного недостаточно ушей/глаз директора, педагогов, гардеробщицы и других работников. Поэтому руководитель объекта и ответственные лица должны вести систематическую работу по АТЗ на основе четкого плана и с использованием технических средств.
На данный момент практически нет школ и детсадов, куда можно пройти бесконтрольно. После входной школьной двери посетителей ждут турникеты, рамки металлодетектора и охранник, который помимо физической охраны здания мониторит в режиме онлайн камеры видеонаблюдения. Родители проходят внутрь только в сопровождении педагога, к которому пришли, и обязательно оставляют в журнале охранника свои ФОИ, время прихода и ухода. Пропускная система, представители охранного предприятия и видеоконтроль — это далеко не все меры, которые принимаются в ОУ в целях противодействия терроризму. Помимо перечисленного, директор и ответственные за деятельность по направлению АТЗ должны:
Также ответственных лиц должно насторожить, если за учреждением скрыто или явно наблюдают, ведут видео и фотосъемку, оставляют сумки, коробки, транспорт на территории.
ОУ должно охраняться в круглосуточном режиме. Обход помещений, коммуникаций, уязвимых участков проводится ежедневно.
В целях предотвращения терактов и уменьшения возможных потерь в случае их совершения необходимо:
Важно, чтобы эвакуации была физически и технически возможной — системы оповещения работали, а запасные выходы открывались изнутри.
Не стоит забывать и про информационную безопасность. Если служебная информация ограниченного распространения (например, паспорт безопасности объекта) попадет в руки злоумышленника, то он может использовать ее при подготовке теракта. Поэтому нужно назначить работников, ответственных за хранение таких документов, и определить круг лиц, которые имеют доступ к данной информации. Необходимо следить, чтобы для других работников (тем более учеников и посторонних лиц) «секретные» сведения были под замком.
Как уже сказали выше, образовательным учреждениям присваивается одна из четырех категорий «опасности», которая определяется исходя из вероятного количества жертв и размера населенного пункта. Чем выше категория, тем больше мероприятий по АТЗ внедряется.
Так, для ОУ четвертой категории реализуется стандартный комплекс мер: назначаются ответственные лица, готовится план эвакуации, устанавливается пропускной режим, тревожные кнопки и системы оповещения. Для работников проводятся инструктажи, для всего коллектива и учеников — тренировки по эвакуации. Помещения и территория ежедневно осматриваются, а посторонние лица не проходят в учреждение без оснований и разрешения. Паспорт безопасности находится в безопасности, а территория и здание имеют достаточный уровень освещенности в темное время суток.
Для школ и других ОУ третьей категории к данным мерам добавляются видеонаблюдение, сигнализация, договор с охранным предприятием и оборудованное место для охранника, ручной или стационарный металлоискатель.
Если у объекта вторая категория, то необходимо обеспечить управляемый доступ в здание через основной вход. Подъездной путь к ОУ должны перекрывать ворота.
Для первой категории к всему вышеперечисленному добавляются контрольно-пропускной пункт на самой территории и противотаранные средства.
Если кто-то пытается проникнуть в ОУ, поступил анонимный звонок о готовящемся теракте, была совершена террористическая атака и в случае любых подобных действий работникам необходимо сообщить о случившемся директору, далее в вышестоящую организацию (например, в городской отдел образования) и в правоохранительные органы. Лицо, которое передает информацию о происшествии через средства связи, должно назвать свои ФИО, наименование объекта и его адрес, подробности происшествия (время анонимного звонка, какой теракт и кем был совершен), количество людей в здании/на территории и другие значимые сведения. Необходимо зафиксировать время и дату передачи информации, а также данные лица, принявшего сведения.
Директор или его заместитель незамедлительно информирует работников ОУ о происшествии и организует эвакуацию всех, кто находится в здании. Кроме того, нужно усилить охранные меры, прекратить доступ людей в учреждение и на близлежащую территорию. Также нужно сделать все возможное, чтобы оперативные группы ФСБ, Нацгвардии и других ведомств без затруднений могли заехать на территорию и попасть внутрь здания.
Образовательные учреждения разрабатывают и реализуют серьезные меры по защите от террористических угроз. Даже для объектов четвертой категории перечень мероприятий обширный, не говоря об остальных категориях. Главное, чтобы меры вводились не для галочки, а реально работали, — ведь от этого зависит жизнь и здоровье детей.
Минздрав России в Письме от 20.01.2023г. N 30-2/И/2-791 направил Универсальный алгоритм оказания первой помощи которым предложил руководствоваться в работе по обучению оказанию …
Нормы и правила работы в электроустановках Каждый работодатель обязан обеспечивать безопасность труда на предприятии. В частности, руководство отвечает за соблюдение норм и …
Категории объектов по антитеррористической защищенности Категорирование — это когда какие-либо объекты разделяют по категориям исходя из их сходства по определенным признакам или …
Content is here
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis
Let's
do this block
really
high
to
overflow
Y-axis